О Добрых сказках и добрых сказочниках.
Прочел я сказки Её и Его(*) и сразу захотелось
многое сказать.
В своем первом рассказе (“О первом снеге”(**), я уже
рассуждал на тему, что закон сохранения энергии
распространяется и на “творческую” энергию. Похоже, что я
“зарядился”, читая “Сказки о добре и счастье”, и теперь с
удовольствием спешу поделится своей творческой энергией.
Читая “сказки”, я в первую очередь думал о том, какие
истории сочиняю я сам, и почему я, в основном, сочиняю,
добрые истории с положительным, или, по крайней мере не
отрицательным концом. Я не хочу сейчас разводить теории на
тему, что в мире много зла и поэтому хватит гнать чернуху,
дайте людям отвлечься и расслабится. Или, наоборот, что
писатель должен быть объективен и должен отражать в своих
произведениях действительность, какой бы она ни была... Все
это справедливо, но немножко не из той оперы.
Каждый актер имеет свое амплуа. Есть, конечно,
гениальные актеры, которые блистают в любой роли. Я ни в
коей мере не причисляю себя ни к актерам, ни к гениям. Я
пишу, когда пишется. А так как на “реалистическое”
произведения я не тяну, я сочиняю сказки или романтические
истории. Когда я пишу, я как бы прокручиваю перед глазами
кино, иногда не поспевая записать увиденное. Но я опять
ухожу от темы.
Видимо “добрость” моих произведений, связанна с моим
компанейским характером. Я человек не злобный и не
скандальный. Люблю общение и ценю дружбу. Не разбираюсь в
политике и верю в добро. Достаточно для начала.
Я понимаю, что нельзя писать только добрые сказки, да и
не делаю этого Такое творчество достаточно быстро надоедает
автору, и еще быстрее - читателю. Добро и Зло обязаны
бороться, без этой борьбы нет жизни. Эта борьба велась
всегда, ведется и будет вестись. И в ней локальные победы
будут одерживать обе стороны. И так будет всегда... Главное,
не отнимать ни у кого Надежду.
***
Есть писатели, читая которых нельзя не сопереживать.
Таких писателей много, но хочу сейчас вспомнить два имени:
Виктор Гьюго и Сомерсет Моэм. Почти все произведения этих
замечательных авторов - глубоко трагичны и реалистичны. Одно
объясняет другое. И того и другого я, в свое время, читал
взахлеб. Помню, что “Собор Парижской Богоматери” я читал
будучи на картошке. Сидел на крыльце сарая, называемого
бараком, и читал при свете маленькой лапочки над крыльцом. А
проходящие мимо соученики, грозились меня побить, за то что
я им “мозолю глаза чтением всякой дряни” (Не все конечно, но
были и такие).
Почему я вспомнил Гьюго и Моэма - потому что их
произведения никак нельзя отнести “к добрым сказкам”. Они
рвут душу на части правдой жизни и глубиной чувств. Иногда,
читая рассказы Моэма (про Гьюго я знал заранее, что ничем
хорошим его романы не кончаются и всю дорогу придется
сопереживать страданиям героев), так вот читая Моэма я
зачастую ругался про себя, и смысл моих ругательств был
таковым, что нельзя так издеваться над чувствами читателя. А
прочитав очередной рассказ, успокоившись, говорил сам себе -
“нельзя,.. но надо”. Кстати, в сборнике, который я читал,
был один рассказ, отличающийся от других. Этот рассказ как
нельзя лучше вписывается в тему моих рассуждений.
Рассказ называется “Салваторе”. Его герой, молодой
рыбак, который заболел во время службы во флоте ревматизмом,
и его невеста отказалась выйти за него замуж. Спустя какое-
то время он женился на другой женщине, которая ему раньше
совершенно не нравилась. У них родились два мальчика,
которых Салваторе очень любил и заботился о них. Жизнь была
трудная, особенно в приступы болезни, но глаза Салваторе
всегда были “чисты, как глаза ребенка”.
Рассказ заканчивается абзацем, в котором Моэм спрашивает
у нас, читателей - поняли ли мы о чем его крошечный рассказ.
И сам сразу же отвечает - рассказ о Даре, которым обладал
Салваторе. ”Если вы не догадались, что это за дар, я скажу
вам: доброта, просто доброта.”
***
Кто из нас в детстве не читал “Огниво” или “Русалочку”,
“Двенадцать лебедей” или “Свинопаса”. Знаменитый Сказочник
подарил нам много своих “добрых, поучительных” историй,
многие из которых отнюдь не заканчивались так, как нам того
хотелось. Подросши я в какой-то момент задумался - почему
книги Андерсена считаются детскими. Я до сих пор помню, как
поразили меня в детстве рассказы: .”Девочка со спичками” и
“Старый дом”. Не буду обманывать, утверждая что я до конца
осознавал тогда историю с девочкой замерзшей “в последний
вечер старого года”, но одиночество старика из старого дома
я ощущал, и очень радовался тому, что добрый мальчик
подарил ему солдатика. А старик был так одинок, что даже
оловянный солдатик попытался убежать из его пустого дома. И
когда мальчик вырос и нашел его спустя много лет. Солдатик
сказал: “Ужасно быть одиноким. Но какое счастье сознавать,
что тебя не забыли.”. И я счастлив, что в моей жизни был
период, когда я верил, что ночью ко мне придет Оле-Лукойе и
раскроет надо мной свой красочный зонт с волшебными добрыми
сказками.
“Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин,
Ах, мой милый Августин,
Все прошло, все!”
***
Был еще один добрый сказочник, которым я зачитывался.
Правда это было уже в старших классах школы. Александр
Степанович Грин. Именно о нем я подумал, прочтя первые
строчки сказок о летающих Принце и Принцессе. Не буду
вспоминать его романы, которые, кстати, хоть и становились с
каждом годом все более трагичными, но все равно воспели
доброту и дружбу.
Я до сих пор помню его рассказ “Зеленая Лампа” - о
человеке, который по прихоти богача, должен был сидеть по
вечерам дома и зажигать зеленую лампу, а в результате стал
врачом и спас разорившемуся богачу жизнь. Не знаю как для
вас, а для меня эта история - добрая сказка.
Что-то я заболтался. Хотел написать несколько слов, а
получился целый трактат. Я совершенно не жажду отнимать
работу у литературоведов. Но не упомянуть об одном рассказе
я не могу.
Я слушал его в радиопостановке. Читал - замечательный
артист Леонид Марков. Если я вдруг ошибусь( прошло лет
пятнадцать, если не больше), то надеюсь, что вы меня
поправите, но, как я помню, это был рассказ Джека Лондона
“Конец сказки”. Сюжет очень простой: Два мужчины и одна
женщина. Один из мужчин “увел” женщину у другого и от этого
другого - врача, теперь зависела его жизнь. И врач
рассказывает своей бывшей жене сказку (если вы не слышали
этой постановки, то попробуйте представить, как ее
рассказывал Леонид Марков. Лично я до сих пор помню его
голос).
Сказка простая. Муж заболел и ослеп. Жена пытаясь его
выходить, растратила всю свою молодость и красоту, и когда,
наконец, нашла врача (или волшебника), который обещал его
вылечить, тот сказал: “Только учти, твой муж может не
принять тебя, ведь ты постарела...”.
Я уже не помню тонкостей сюжета, то ли врач взял с
женщины слово, что она вернется к нему, то ли, что уйдет от
своего нынешнего мужа... только рассказ кончается тем, что
вылечив больного Врач, подходит к своей бывшей жене и
говорит, что вспомнил, что он рассказал сказку не до конца.
На самом деле, когда женщина смазала умирающего мужа
волшебным бальзамом, и он поправился и прозрел, красота
вернулась к ней.
И сказав это Врач уезжает.
Чем не добрая сказка.
Таких примеров я мог бы привести немало, но надо и честь
знать. Я только хочу сказать, что, кажется, я понял почему я
хочу писать только добрые сказки. Боюсь, что просто ничего
другого у меня не получится. Но я не сомневаюсь, что у кого-
то другого прекрасно выйдет драма, исторический роман или
комедия в стихах. И все мы, прочитав произведения друг друга
обретем что-то новое, чего нам до этого не хватало.
29 августа 1997 года.
*)Он и Она - сервер для неисправимых романтиков и для тех кто верит
в любовь. Ссылка на него есть на моей заглавной странице.
**)Рассказ “О первом снеге” вы можете прочесть на моей
странице “Остров романтики” в разделе “Скалы раздумий”
|
|